Я действительно особенно отношусь к своим собакам и к чау вообще... Чтоб вы поняли мое преклонение перед этими неземными существами расскажу историю этой породы..
Китайская легенда:
«Когда мир только создавался и звезды занимали свои места на небосклоне, одному псу было позволено лизнуть краешек неба, упавший на землю. Этот пес был первым чау-чау, и с тех пор язык у него стал синим. И у всех его потомков тоже был синий язык. Благодаря этой красивой легенде чау-чау и сегодня иногда называют «собакой, лизнувшей небо».
Корейская легенда:
Чау-Чау - это маленький корейский мишка, который в своё время обожрался ежевики. Потом он перемутировался в собаку, а язык так и остался синим (и натура осталась по-медвежьи самостоятельной и необычайная походка).
История породы
Лишь несколько пород собак, к ним относится и чау-чау, ведут свое происхождение предположительно от диких волков, и особенности их поведения служат лишним доказательством того, что они представляют собой исключение из общего правила.
Итак, одна из самых загадочных и древних пород - чау-чау, и сегодня разговор пойдет именно о ней.
Существует несколько легенд о происхождении этой породы, поскольку это происходило слишком давно, мы никогда так и не узнаем истинных предков этой чудесной собаки, которую мы можем наблюдать сегодня рядом с нами, в качестве верного друга, веселого компаньона и просто маленького симпатичного львенка радующего глаз.
В старинных китайских легендах говорилось, что чау-чау произошли от совершенно иных предков, чем другие породы собак, а именно от медведей. Это предположение возникло, видимо от сходства осанки, необычайной самоуверенности и бесстрашия медведя и чау-чау. Однако эти предположения о происхождении чау относятся скорее к басням.
Чау-чау имеет синий язык, и эта необычная пигментация языка якобы унаследована от вымерших видов полярных волков. Но это опять лишь предположение, потому что истинная причина синего языка пока не имеет достоверного объяснения.
Так же существует мнение, что чау своим происхождением относятся к группе шпицов, но стоит взглянуть на любого шпица и сравнить его с чау, даже не опытный глаз обнаружит большую разницу в формировании передней части головы. Голова шпица имеет клинообразную форму, подобно голове лисицы, и веселое, живое, выражение морды. У чау же наоборот голова массивная, с широким плоским черепом и унылым выражением морды.
И так рассмотрим более достоверную версию происхождения породы чау-чау.
Хотя китайский император Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н. э.) уничтожил китайскую литературу и соответственно сведения о разведении чистопородных собак, археологи и натуралисты установили, что чау-чау - одна из самых древнейших пород собак. В зеленой с золотом обливной глиняной фигурке династии Хань (206-220 гг. до н. э.) мы безошибочно узнаем чау.
При раскопках могильников археологи находили чау вместе с их язычниками-владельцами. Два племенных вождя, Цзюн и Ти, описывали своих охотничьих собак как «гигантских, с черным языком и внешностью льва».
Родиной этих собак, были Монголия, Китай и Тибет. Все эти факты свидетельствуют о древнейшей преданности и службе человеку этой породы.
Так же существует мнение, что мясо чау-чау использовали в еде, а из шерсти делали пряжу, речь, скорее всего, шла о помесях с чау, а не о чистопородных собаках.
Истинные представители этой породы, отличались выдающимися охотничьими качествами, действительно высоко ценились высокопоставленными китайцами, так как являлись зеркалом их социального и политического положения и благополучия. Выискивая и идя без устали по следу тигра или медведя, настигнув, смело атаковал, подтверждая свою силу и бесстрашие мертвой хваткой, чау был воистину великолепным охотником на крупную дичь. Благодаря своей ловкости и неимоверно крепкому телосложению, чау стал незаменимым спутником и помощником охотников, добывающих оленей. Принеся кому-либо в подарок столь ценное животное, можно было, наверняка ожидать в будущем ответной услуги.
Учитывая охотничьи таланты чау-чау, один из императоров династии Тан завел в провинции Юнань огромный питомник, наняв десять тысяч егерей для ухода за пятью с лишним тысяч собак с «синими языками». Хотя чау в первую очередь предназначались для охоты на крупную дичь, их с успехом использовали и на птиц.
Кроме того, чау без труда работал в упряжке и обладал пастушьим инстинктом. Как охранник и сторож, бесстрашный чау не знал себе равных. Громко облаивая добычу на охоте, он молча нападал на посторонних, вторгшихся на его территорию.
Чау Чау В то время как древние люди в разных концах земли еще только частично одомашнивали шакала, китайцы фактически уже вели племенные книги, оставляя документальные свидетельства о разведении собак. Когда в период японской оккупации Северного Китая доктору Абсхагену разрешили посетить ламаистский монастырь, он обнаружил, что монахи в нем скрупулезно описывали вязки своих собак, начиная с ХІІІ века, о чем и написал в своем эссе «Голубые чау Монголии».
Преподносившиеся в подарок гостившим на Востоке аристократам и купцам, чау оказывались в корабельных трюмах вместе с прочим товаром. Вместо подробного описания в судовых грузовых ведомостях, восточные безделушки и пряности проходили под общим наименованием «чау-чау». Так, за собаками, попавшими таким образом в Англию, стойко закрепилось это название.
Тайны китайских монастырей
Буддийские храмы от Манчжурии и Северного Китая и до Тибета поддерживали тесную взаимосвязь в части животноводства и собаководства. Этот факт был обнаружен во времена вторжения Японии в Северный Китай англичанином К.Г.Абштейном. Англичанин находился в служебной командировке в одной из частей, командование которой находилось в городе Паото.
Примерно в 24 часах езды от этого месте, если ехать на автомобиле, в горах находится буддийский храм, основанный в XY веке ветвью буддийской церкви. Между японским командованием и монастырем личные связи поддерживал майор-врач, снабжавший монастырь особым расположением, и лишь это обстоятельство помогло Абштейну проникнуть в монастырь. Иначе в подобные монастыри иноверцам, особенно европейцам, доступ был закрыт.
Когда открылись ворота монастыря, к автомобилю подбежала стая из пятидесяти голубых Чау-чау. Окраска более всего напоминала окраску дикого голубя. Собаки обступили автомобиль и каким-то особым тявканьем, скорее ворчанием, выдавали свое сдерживаемое любопытство и одновременно готовность к необходимому вмешательству. Прибежали три монаха и отозвали собак. Все собаки до одной послушно отошли и на вновь прибывших уже не обращали никакого внимания.
Глядя на 50 совершенно одинаковых Чау-чау, англичанин не находил слов. Поразительная одинаковость их внешнего вида, безупречное строение тела, живость движений, кроме того, было в них еще что-то особенное в смысле экзотичности и нетронутости европейской культурой. Уже более столетия разводили голубых Чау-чау в буддийских монастырях, расположенных на территории от Тибета до Северного Китая. В этих монастырях, расположенных, как правило, в горах, господствовал полумрак, и голубой цвет не подвергался нежелательному влиянию солнечных лучей. Поэтому окраска сохранила яркость, чистоту и красоту. Собаки предназначались, прежде всего, для надзора и защиты монастыря и живущих в нем, затем их использовали для охраны скота и, наконец, в качестве охотничьих собак при охоте на разнообразного зверя и птицу - от фазана до медведя. Чау-чау на охоте используют свое чутье и зрение и подают затем особый звук.
В монастырях ведутся особые журналы, уводящие далеко вглубь веков, по сути дела, это родословные книги. Освежение крови проводили обменом собак между монастырями. Как утверждали монахи, в породе удерживается основа чистокровности уже более столетия.
Описываемые древние китайские Чау-чау немного отличаются от европейского типа. В Европе Чау-чау была приспособлена под европейский вкус, была облагорожена до того вида, с которым мы знакомы по выставкам. И по сравнению с первоначальным типом стала еще более прекрасной, представительной и внушающей уважение.
Следующим этапом развития породы стал английский период...